ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Posted by admin on 23 Июль 2010 | Subscribe
in История математики. Люди в ней
as , , , , , , , , , , ,

В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться [9, с.4].

Одним из учебных предметов, призванным обеспечить выполнение намеченной цели является математика, которая по праву занимает важное место в системе начального образования: она «оттачивает» ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что исследованием сущности, структуры и условий развития познавательных интересов у младших школьников занимались многие ученые и исследователи.

Так, К.Д. Ушинский рекомендовал включать в уроки элементы нового и интересного. Он считал, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Это позволяет организовать детей и сделать более продуктивной работу школьников [4, с.4].

Л.С. Рубинштейн отмечал, что существенная задача обучения — формирование полноценных интересов, так как интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом [7, с.81]. Аналогичной точки зрения придерживается и В.В. Давыдов, который считал, что интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом, он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе [2, с.156]. С точки зрения Б.М. Бим-Бада, интерес — это форма проявления познавательной способности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и, тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности [5, с.108].

Как показали исследования А.П. Архиповой, Н.А. Беляевой, Л.И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по той причине, что:

– интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

– развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

– создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов [1, с.81].

В исследованиях Г.И. Щукиной выделены три вида познавательных интересов, представляющие последовательные фазы его развития:

– ситуативный, эпизодический интерес. Являясь относительно неустойчивым и неглубоким, ситуативный интерес способствует становлению познавательного интереса;

– устойчивый, активный интерес, проявляющийся в эмоционально-познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду деятельности;

– личностный интерес, являющийся отражением направленности личности [10, с.10-11].

Руководствуясь данными подходами, можно заключить, что познавательный интерес — один из важнейших для учителя мотивов учения младших школьников. Под влиянием познавательного интереса процесс обучения математике будет протекать более продуктивно для учащихся разных возможностей и способностей. Рассматривая математику как процесс обучения, остановимся на одном из ведущих его компонентах — содержании.

Содержание начального курса математики определено государственным стандартом начального общего образования. В свою очередь, данный документ служит основой для определения базового содержания вариативных программ по математике в начальной школе.

Ю.А. Конаржевский определяет содержание как фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Оно выступает в качестве своеобразной основы урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников [3, с.18].

Итак, мы пришли к заключению, что познавательный интерес является основой учебной деятельности, которая базируется на конкретном содержании, в нашем случае математическом. Одним из составляющих аспектов содержания начального курса математики является исторический, который определяется как обязательный на разных этапах обучения младших школьников. Анализ вариативных программ и учебников по математике свидетельствует о том, что не все авторы руководствуются данными положениями. Тем не менее, авторы И.И. Аргинская, Л.Г. Петерсон, В.Н. Рудницкая в содержании учебников, разработанных в рамках вариативных программ, историческому материалу отводят не последнее место.

Использование исторического материала в начальном курсе математики обосновывается следующими положениями:

• Вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся, включает их в поиск новых способов решения интересных исторических задач. Обзор жизни и деятельности великих математиков знакомит учащихся с самим понятием творчества, с творчеством в науке, заставляя ребенка коснуться многих решающих нравственных категорий, связанных с этим процессом [6, с.42].

• С помощью исторических отступлений на уроке, педагог дает возможность ученикам самостоятельно приходить к формулировкам законов, как бы вновь «открывая» их, помогает ученикам искать доказательства, побуждает в учениках желание самостоятельно выбирать любопытные факты истории, связанные с математическими открытиями, делиться ими со своими одноклассниками.

• Тщательно продуманные и организованные учителем научные споры на уроках, основанные на обсуждении исторических проблем математики, способствуют воспитанию у младших школьников терпимости к чужому мнению, уважению к себе через уважение к другим, через бережное отношение к окружающим, т.е. толерантности. Эти научные споры развивают способности к межличностному взаимодействию — коммуникативным умениям и навыкам, способности к разрешению конфликтных ситуаций [8, с.28].

• Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать одностороннему развитию математических способностей [4, с.9].

Таким образом, исторический материал призван повышать уровень грамотности, расширять знания, кругозор учащихся. Это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить, быть способным быстро принять решение в самых сложных жизненных ситуациях. И все это, в свою очередь, способствует развитию у младших школьников познавательного интереса к математике.

Рассмотрев теоретические основы данной проблемы, мы попытались установить, каково ее состояние в практической деятельности учителя.

Одна из задач нашего исследования была направлена на выявление уровня развития у младших школьников познавательного интереса к математике. Проведя ряд диагностик, мы пришли к заключению, что у большинства учащихся преобладает эпизодический интерес к урокам математики, который характеризуется, прежде всего, неустойчивостью и ситуативностью. Что, в целом, отражается на результатах усвоения математического содержания.

Определив проблемы в развитии у младших школьников познавательного интереса к математике, мы попытались выявить причины их возникновения. Для решения данной задачи нами была изучена педагогическая деятельность учителя начальных классов. Используя методы наблюдения и анкетирования, мы выявили, что крайне редко на уроках математики используется исторический материал, который, по утверждению указанных нами ученых, является одним из средств развития у младших школьников познавательного интереса к математике. Все это послужило основой для проведения специальной работы, направленной на развитие у младших школьников познавательного интереса посредством исторического материала. На уроках математики мы использовали исторические справки, исторический занимательный материал (фольклор), старинные задачи, информационные бюллетени исторической направленности и пр. Все это позволило нам изменить ситуацию в лучшую сторону: у учащихся заметно изменилось отношение к математике.

На основании проведенной нами работы мы пришли к заключению, что систематическое и целенаправленное включение в содержание начального курса математики исторического материала способствует развитию у младших школьников познавательного интереса.