Правило Крамера
in Лекции по алгебре
as алгебра, лекции, обучение, уравнения, формулы
Основные задачи изучения системы (3.1), лекции 3:
- Выяснить, является ли система (3.1) совместной или несовместной.
- Если система (3.1) совместна, то выяснить, является ли она определенной и найти решения.
Далее рассмотрим, в частности, систему трех уравнений первой степени с тремя неизвестными.
|  | (4.2) | 
Составим из коэффициентов при неизвестных системы (4.2) определитель этой системы

Умножим обе части первого уравнения почленно на алгебраическое дополнение А11 элемента а11, второе уравнение — на алгебраическое дополнение А21 элемента а21, а третье — на алгебраическое дополнение А31 элемента а31.

Сложим все три полученных уравнения, умножив предварительно на соответствующие алгебраические дополнения, получим
|  | (4.3) | 
Коэффициенты при y и z в силу свойства определителя (см. лекц. 2, теорема 2) равны нулю, а коэффициент при х на основании тех же свойств (см. лекц. 2, теорема 1) равен Δ, т.е. a11A11+a21A21+a31A31=Δ, поэтому равенство (4.3) примет вид:
|  | (4.4) | 
|  | (4.5) | 
Заметим, что определитель Δх получается из определителя Δ путем замены коэффициентов а11, а21, а31 при неизвестном х свободными членами или замены первого столбца Δ коэффициентов при искомом х столбцом свободных членов. Аналогично получаются другие равенства:
|  | (4.6) | 

Определители Δy и Δz получают из определителя системы Δ заменой второго и третьего столбцов Δ коэффициентов при y и z столбцом свободных членов.
Рассмотрим следующие случаи.
- Δ 0. Тогда из равенств (4.4) и (4.5) находим решение системы (2) как 0. Тогда из равенств (4.4) и (4.5) находим решение системы (2) как (4.7) которые называют формулами Крамера. 
 . Тогда по крайней мере один из Δх, Δy или Δz отличен от нуля и система (4.2) не имеет решения (система несовместна), что можно показать. Пусть, например, Δх . Тогда по крайней мере один из Δх, Δy или Δz отличен от нуля и система (4.2) не имеет решения (система несовместна), что можно показать. Пусть, например, Δх 0. Тогда равенство из (4.4) получаем Δх = Δх или 0·х = Δх, что невозможно. 0. Тогда равенство из (4.4) получаем Δх = Δх или 0·х = Δх, что невозможно.
- Δ=0 и Δх = Δy = Δz = 0. Тогда система (4.2) либо не имеет решения, либо имеет бесконечное множество решений.
Пример 1. Решить систему

Решение. Вычислим все определители.

Так как Δ = -8  0, то данная система имеет единственное решение, которое найдем по формулам Крамера (4.7):
 0, то данная система имеет единственное решение, которое найдем по формулам Крамера (4.7):

т.е. (2, 0, -1) — искомое решение системы.
Пример 2. Решить систему

Решение. Вычислим определители

т.е. система решений не имеет (случай 2)
Пример 3. Решить систему

Решение. Нетрудно убедиться в том, что Δ = 0 и Δх = Δy = Δz = 0. Данная система не имеет решений, так как первое и третье уравнения противоречивы. Если умножить первое уравнение на 3 и вычесть из полученного уравнение третье, то придем к ложному равенству 0 = 3.
Пример 4. Решить систему

Решение. Нетрудно убедиться в том, что Δ = 0 и Δх = Δy = Δz = 0. Так как второе уравнение получается из первого умножением на 2, то данная система равносильна системе двух уравнений относительно трех неизвестных

Так как

то можно найти решение последней системы

в которой переменная z является  свободной, и, следовательно, исходная система имеет бесконечное  множество решений, которое можно найти либо по формулам Крамера, либо  методом исключений. В результате получим (-5z/11; (7z+11)/11; z), где z может принимать произвольные значения.             