Теплота сгорания топлива и КПД тепловых машин

Posted by admin on 23 Июль 2010 | Subscribe
in Физика - школьная программа
as , ,

Как мы отметили в предыдущем параграфе, в XIX веке было построено огромное количество паровых машин: от небольших до огромных. Они потребляли невероятно большое количество топлива, как правило, угля. Его необходимо было добывать и транспортировать к месту потребления, что приводило к большим финансовым затратам. Возникал вопрос: каков КПД паровой машины и как его можно повысить?

Рассчитать количество теплоты, которое выделяется при сгорании топлива, легко по формуле:

Q – количество теплоты, Дж.
m – масса топлива, кг.
q – удельная теплота сгорания, Дж/кг.

Коэффициент «q» берут из таблиц. Он показывает количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1 кг топлива.

Удельная теплота сгорания топлива, МДж/кг
Уголь 30 Бензин 46
Дрова 10 Керосин 46
Торф 14 Спирт 27
Водород 120 Природный газ 44

Измерить, сколько механической работы произвела машина, несложно. Тогда КПД машины можно вычислить по формуле:

h — КПД тепловой машины.
Aполезн – механическая работа, Дж.
Qполн – количество теплоты, Дж.

Вычисления показывали, что КПД паровых машин был крайне низок, около 1%. При этом ни у кого не было ни малейшего представления о том, каким может быть максимальный КПД и что могут сделать инженеры, чтобы его повысить.

В 1824 году была опубликована работа французского инженера С. Карно «Размышления о движущей силе огня». Он рассматривает идеальную тепловую машину (тепловой двигатель). Не углубляясь в подробности, назовём основные идеи Карно.

Во-первых, любой тепловой двигатель должен обязательно содержать нагреватель и охладитель. Это необходимо, чтобы рабочее тело (газ или пар) могло попеременно увеличивать и уменьшать объём, двигая при этом поршень и совершая работу.

Во-вторых, чем выше температура нагревателя и ниже температура охладителя, тем выше будет КПД. Для идеальной тепловой машины (двигателя) Карно вывел формулу:

h — максимальный КПД
Tнагр – температура нагревателя, К
Tохл – температура охладителя, К

В этой формуле Tнагр и Tохл – так называемые абсолютные температуры по шкале Кельвина (см. § 6-а).

Поскольку для тепловых машин (двигателей) охладителем является атмосферный воздух или вода из открытых водоёмов, то уменьшить их температуру невозможно. Следовательно, для увеличения КПД необходимо увеличивать температуру нагревателя, а точнее, температуру, до которой нагревается рабочее тело.

Экологические проблемы использования тепловых машин. Мы живём в XXI веке, который невозможно представить без электростанций и автомобилей. Большая доля электростанций в мире – тепловые, то есть сжигающие топливо (уголь или газ). Автомобили, работающие на электричестве – редкость, все остальные сжигают топливо (бензин). При этом есть два крайне нежелательных для окружающей среды обстоятельства.

Во-первых, выхлопные газы загрязняют атмосферу, делают её непригодной для нормальной жизнедеятельности человека. Во-вторых, выделяющееся тепло изменяет климат Земли и наносит непоправимый вред природе, животным и человеку. Поэтому задача человечества – переходить на более безопасные для окружающей среды двигатели.