Двигатель внутреннего сгорания
in Физика - школьная программа
as задачи, Физика - школьная программа, школьный материал
История XIX века неразрывно связана с паровыми машинами: они приводили в действие станки на заводах, заставляли ехать паровозы и плыть пароходы. Однако паровая машина – это так называемый двигатель внешнего сгорания. Это означает, что создание рабочего тела (горячего пара) происходит снаружи самого двигателя (цилиндра и поршня в нём).
Однако развитие техники показало, что наиболее эффективным является двигатель внутреннего сгорания, в котором рабочее тело (горячий газ) создаётся непосредственно внутри цилиндра с поршнем. В принципе, это тоже может быть горячий пар, однако технически проще оказалось использовать горячиий газ, который образуется при сжигании жидкого топлива – бензина.
Карбюраторный двигатель. Это название подчеркивает, что существенной его деталью является карбюратор – устройство для смешивания бензина с воздухом в нужных пропорциях.
Основные части двигателя внутреннего сгорания следующие.
1 – фильтр для всасываемого воздуха, 2 – карбюратор, 3 – бензобак, 4 – топливопровод, 5 – распыляющийся бензин, 6 – впускной клапан, 7 – запальная свеча, 8 – камера сгорания, 9 – выпускной клапан, 10 – цилиндр, 11 – поршень.
![]() |
Работа этого двигателя состоит из нескольких повторяющихся друг за другом этапов, или, как говорят, тактов. Всего их четыре. Отсчёт тактов начинается с момента, когда поршень находится в крайней верхней точке, и оба клапана закрыты.
Первый такт называется впуск (рис. «а»). Впускной клапан открывается, и опускающийся поршень засасывает бензино-воздушную смесь внутрь камеры сгорания. После этого впускной клапан закрывается.
Второй такт – сжатие (рис. «б»). Поршень, поднимаясь вверх, сжимает бензино-воздушную смесь.
Третий такт – рабочий ход поршня (рис. «в»). На конце свечи вспыхивает электрическая искра. Бензино-воздушная смесь почти мгновенно сгорает, и в цилиндре возникает высокая температура. Это приводит к сильному возрастанию давления, и горячий газ совершает полезную работу – толкает поршень вниз.
Четвёртый такт – выпуск (рис «г»). Выпускной клапан открывается, и поршень, двигаясь вверх, выталкивает отработавший газ из камеры сгорания в трубу. Затем клапан закрывается.
![]() |
Дизельный двигатель. В 1892 г. немецкий инженер Р. Дизель получил патент (документ, подтверждающий изобретение) на двигатель, впоследствии названный его фамилией.
![]() |
В цилиндры двигателя Дизеля попадает не смесь бензина и воздуха, а только воздух. Поршень, сжимая этот воздух, совершает над ним работу и, согласно первому закону термодинамики, внутренняя энергия воздуха возрастает. Причём, температура воздуха в цилиндре возрастает настолько, что впрыскиваемое топливо сразу же самовоспламеняется. Образующиеся при этом газы выталкивают поршень обратно, осуществляя рабочий ход.
Следовательно, работа двигателя Дизеля также состоит из четырёх тактов: а) всасывание воздуха; б) сжатие воздуха; в) впрыск и сгорание топлива – рабочий ход; г) выпуск отработавших газов. Важно: карбюратор и запальная свеча становятся ненужными, что упрощает конструкцию двигателя и повышает его надежность.
Дизельные двигатели (говорят: дизели) могут работать на менее качественном, а значит, на более дешёвом топливе, чем карбюраторные двигатели. Дизели также способны развивать большую мощность. КПД дизелей достигает 35–40%, что заметно выше, чем КПД карбюраторных двигателей: 30–35%.